советы
педагогам школы
1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.
2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагогического общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытекает из программы и плана" и т. п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок. Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь педагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" поможет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.
3. Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный подход). Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.
4. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный "репертуар" общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.
5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш стремится в какой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся определяется не столько вашим официальным статусом, сколько вашей, по словам А. С. Макаренко, "прекрасной личностью".
6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Формируйте у себя навыки этого "психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные психологические ходы к личности.
Представьте - идет урок математики. Вы объясняете новый материал. Смирнов с интересом слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом, рассказывает соседу Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т. п. А теперь помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик, Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - меланхолик. Плюс ваш урок - последний, плюс… и так до бесконечности.
Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной ситуации обогащается новыми характеристиками. Держите руку на "психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:
- уметь наблюдать за детьми;
- воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
- обращать внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
- быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
- учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он и всегда меняется.
7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого необходимо:
- чаще анализировать собственную деятельность;
- стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;
- посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними
- выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;
- честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что чего-то в данный момент не знаете;
- чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;
- если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее возникновению.
8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:
- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;
- не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;
- последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице, мимике, жестах и т. д.
- не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требования, не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и т. п.;
- можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.
9. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.
Необходимо помнить:
- конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.
- конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерастет в конфликт межличностный);
- помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в этом тоже своеобразие педагогического общения (т. к. мы автоматически ставим себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).
10. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, показать ошибочность суждения и т. п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т. п. Вы можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ведешь себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.
11. Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для чего?" и т. д. Это стимулирует развитие общения. Но помните - в разговоре с такими учениками губительны "провалы", паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте себя по следующей программе:
- не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они вызваны;
- не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их преодолевали;
- удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися, если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.
12. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество.
Быть инициативным в общении - значит:
- уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;
- целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;
- вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимодействии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;
- уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т. п.;
- использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;
13. Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.
.
Алёшина М. В