Для педагогов

Сайт  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района"Средняя общеобразовательная школа №3"

 

Для педагогов

 

советы

педагогам школы

1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не дос­тигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

 

2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагоги­ческого общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытека­ет из программы и плана" и т. п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из ко­торых незаметно ускользает живой ребенок. Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогичес­кого видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь пе­дагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" помо­жет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.

 

3. Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адек­ватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный подход). Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психо­логический контекст речи.

 

4. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный "репертуар" общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.

 

5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш стремится в ка­кой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и значитель­ность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает пра­ва быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагоги­ческое право надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся определяется не столько вашим официальным стату­сом, сколько вашей, по словам А. С. Макаренко, "прекрасной личностью".

 

6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Форми­руйте у себя навыки этого "психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные психологические ходы к личности.

Представьте - идет урок математики. Вы объясняете новый матери­ал. Смирнов с интересом слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом, рассказывает сосе­ду Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т. п. А теперь помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик, Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - мелан­холик. Плюс ваш урок - последний, плюс… и так до бесконечности.

Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной ситуации обогащается новыми характерис­тиками. Держите руку на "психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:

-  уметь наблюдать за детьми;

-  воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

-  обращать внимание на все детали поведения ребят, их настрое­ние;

-  быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

-  учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель клас­са, хотя он и всегда меняется.

 

7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого необходимо:

-  чаще анализировать собственную деятельность;

-  стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;

-  посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними

-  выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;

-  честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что че­го-то в данный момент не знаете;

-  чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;

-  если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее возникновению.

 

8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:

-  всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;

-  не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;

-  последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице, мимике, жестах и т. д.

-  не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требо­вания, не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и т. п.;

-  можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.

 

9. В процессе педагогического общения могут возникать разнооб­разные конфликты.

Необходимо помнить:

-  конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмот­ности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.

-  конфликт может быть результатом столкновения требований, ус­тановок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерас­тет в конфликт межличностный);

-  помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в этом тоже своеобразие педагогического общения (т. к. мы автоматически ставим себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).

 

 10. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, пока­зать ошибочность суждения и т. п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т. п. Вы можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ве­дешь себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.

 

11. Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для чего?" и т. д. Это стимулирует развитие об­щения. Но помните - в разговоре с такими учениками губительны "про­валы", паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте себя по следующей программе:

-  не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они вызваны;

-  не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их преодолевали;

-  удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися, если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.

 

12. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициа­тива в общении поможет вам успешно управлять познавательной дея­тельностью, организовывать сотрудничество.

Быть инициативным в общении - значит:

-  уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;

-  целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, фор­мировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;

-  вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимо­действии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;

-  уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т. п.;

-  использовать разнообразные формы межличностного взаимодейст­вия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;

 

13. Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестакт­ность, острее переживают неуважительное отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое воз­действие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.

.

Алёшина М. В

Дата последнего обновления страницы 28.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»